ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К МЕЧТЕ 

Все мы: большие и маленькие, взрослые и дети - любим смотреть мультфильмы. И, конечно, у каждого из нас есть такие, которые мы можем пересматривать много-много раз, и всякий раз - как первый. Но мало кто задумывался о том, что мультфильмы могут быть еще и прекрасным методом арт-терапии. В особенности, если они созданы собственными руками.

 

Каждый ребенок – особенный, об этом знает каждый родитель. Одного кроху нужно поддержать, чтобы острые камни жизненных невзгод не оставили в неокрепшей душе ноющих ран. У другого – выбить «костыли», чтобы тот научился уверенно стоять на ногах. Третьему необходимо разбить скорлупу, чтобы он явил себя, наконец, миру. Замерзшего нужно отогреть, а всеми забытого – осветить всеобщим вниманием…

 

К сожалению, зачастую ребенок не готов сказать напрямую о своих горестях и бедах, потому что еще не способен их вычленить среди десятка других чувств и эмоций.

 

В психологии существует множество техник по осознанию проблем, методик по работе с ними. Но, как правило, они эффективны для взрослых, ведь дети – особенный народ. Они не могут работать с собою «по заданию», им нужно чудо! Только вот где его взять?

 

Конечно же, в сказке. И желательно такой, чтобы ее можно было рассмотреть, услышать голос ее героев и помочь им найти выход из беды.

 

…Мультипликация стала для меня той самой спасительной соломинкой, о которой многие мечтают! Не долго думая, я собрала свою первую группу под гордым названием Мультипликационная студия «Энфис», и мы принялись за дело.

 

И вот, перед объективом камеры детские проблемы и переживания обрели «голос», они просто-напросто ожили! С восторгом и интересом мы вместе наблюдали за тем, как страшный призрак, не дававший пятилетнему мальчугану засыпать в своей кровати, непостижимым образом стал маленьким трусишкой, потерявшим маму. А затаенная обида на друга вылилась в настоящую рыцарскую баталию, в конце которой, конечно же, наступило долгожданное примирение. Скука на школьных занятиях обратилась во вредную тетеньку, с которой так забавно был вести диалог, а плохой аппетит растаял на солнышке.

 

Мы делаем мультфильмы, но не в качестве самоцели, а как инструмент, позволяющий понять себя. И хоть мы и анимируем, ко всему прочему, известные стихи и рассказы писателей, но это, скажу по секрету, отвлекающий маневр для родителей. На самом деле мы творим, но не шедевры искусства, а самих себя. И это здорово!

 

 

Что такое мультипликация?

Конечно, мультипликация - это серьезное искусство, требующее навыков, упорства и терпения. Над коротким пятиминутным мультфильмом трудится целая команда профессионалов: художников, сценаристов, звукооператоров… Как же с такой задачей справятся дети, едва научившиеся читать?

 

Но стоит понять, что в первую очередь будущий автор мультфильма – волшебник, как все страхи и сомнения мигом развеиваются. Мультипликатор – это в первую очередь человек, которому удается пробиться сквозь невидимый барьер штампов и условностей для того, чтобы увидеть в убежавшей пуговице серьезного гражданина, спешащего на работу, а в пустом пакете из-под кефира – убежище воинственных спичек. Любому ребенку рано или поздно такая работа становится по плечу!

 

Конечно, сегодня многие мультфильмы создаются с помощью компьютерных технологий. Но я не раз замечала, что такие творения будто потеряли душу, выглядят однотипными и механистичными, даже если и исполнены безупречно с точки зрения технологии…

В нашей студии ребята создают мультфильмы сами. Пусть будет где-то неправильное движение, где-то дрогнула камера, но мультик, созданный вручную, можно сразу отличить от компьютерного. Наверное, потому, что каждый кадр в нем пропитан теплом рук его создателя.

 

«Будни» мультипликаторов

Они приходят в студию раз в неделю. Одни – уставшие после школьных уроков и кружков, другие – разгоряченные после уличных боев, третьи – со тщательно спрятанным интересом под маской смущения. Что и говорить, мультипликаторы – очень ранимые, своеобразные личности! …Как и все творцы.

 

Начинаем занятие. Сначала – разминка. Пальчиковые, ритмические, речевые игры.

После – импровизация. Игры со словом, с подсмотренными у жизни сюжетами. Мы рисуем музыку, «оживляем» бумажные обрезки, ищем персонажей в пеналах и карманах брюк. Затем – любимый всеми «театр на бегу»: инсценировки, где каждый пробует себя в роли актера, режиссера, автора сценария. 


Потом приходит время «мастерской». И – съемки. Затаенные конфликты и простые детские радости, скрытые обиды и поводы для гордости – все это выплескивается в сюжетах, которые ложатся в основу наших мультяшных этюдов. Дети обожают пугать и пугаться, съедать что-то несъедобное и убегать, а еще они твердо убеждены, что должно победить добро, а рыцарь, который всех спасет, обязательно найдется. Со временем мы поняли, что истории, которые могут стать основой мультфильмов, окружают нас всюду. Стоит протянуть руку, как они слетаются на раскрытую ладонь.

 

Многие ребята приносят своих персонажей, вылепленных дома вместе с мамами и папами. Так наши мультики становятся семейными.

 

 

А сможет ли мой ребенок?

Есть дети, у которых таланты ярко выражены: они творят, выдумывают и восхищают своей фантазией всех вокруг. А как быть, спросят иные мамы и папы, если особой яркости в  ребенке не наблюдается? Все просто - нужно не просто пассивно наблюдать, а дать возможность проявить себя в разных сферах. И не только выдать краски и лист ватмана, а дать возможность действовать! Уверена, что студия мультипликации откроет любому малышу ту самую, «волшебную дверь»...

 

Здесь можно обнаружить талант к изобразительному творчеству, конструированию, сочинительству, актерскому мастерству и даже музицированию!  Главное - желание что-то создавать.

 

Постепенно, шаг за шагом, день за днем, студийцы становятся творцами, ведь они создают свой Мир и населяют его своими творениями  В отличие от простых наблюдателей, творцам всегда хочется делиться увиденным. Так родители становятся благодарными и восхищенными зрителями.

 

 

Давайте же сделаем так, чтобы воспоминания детства не поблекли в дальних уголках памяти, не запылились под толстым слоем взрослых проблем и тревог. Чтобы мы, вместе с нашими детьми, научились замечать жизнь, пока она не прошла мимо!

Наталья Кулибова